Web 2.0 определяет изменения при использовании технологии World Wide Web (всемирной паутины) и веб дизайна которые направлены для активизации креативности, коммуникабельности, обеспечения обмена информацией, взаимодействия и функциональности сети.
Понятие Web 2.0 привело к разработке и развитию сообществ в интернете, к созданию социальных сетей, порталов для размещения видео, wikis, блогов и возможности самостоятельно структурировать данные в сети. Это понятие впервые использовалось после первой конференции O'Reilly Media Web 2.0. Хотя термин предполагает новую «версию» World Wide Web (всемирной паутины), он не зовет ни к каким техническим изменениям, а скорее к изменениям в способах, ими пользуются создатели интернет приложений и в конечном итогу применяют пользователи. Согласно Tim O'Reilly: «бизнес-революция в компьютерной индустрии, вызванная переходом на новую платформу и попытка понять правила которые предоставляет эта платформа для достижения успеха».
Изобретатель World Wide Web Тим Бернерс-Ли, подверг сомнению можно ли использовать термин web 2.0, т.к. основная масса технологий web 2.0 присутствовали с самого начала образования сети.
O'Reilly описал виды сайтов, которые применяют принципы web 2.0 и упорядочил их в четырехуровневую иерархию:
Третий уровень – это наиболее ориентированные на web 2.0 ресурсы, порталы существуют в интернете, получая свое развитие от связей между людьми в сети, т.е. ресурсы развитием которых занимаются сами пользователями. Примеры, которые приводит O'Reilly: eBay, Craigslist, Wikipedia, del.icio.us, Skype, dodgeball и AdSense.
Второй уровень: Это программы, они могут работать офлайн, но при этом ряд значительных функций появляется, когда приложение появляется в сети. O'Reilly ставит в пример систему Flickr, в которой пользователи социальной сети самостоятельно добавляют фотографии, а в сети появляется возможность поиска по ключевым словам: тегам.
Первый уровень: Программы работают не в сети, но используются в сети. O'Reilly в качестве примера приводит Writely (сейчас это Google Docs & Spreadsheets) и iTunes.
Нулевой уровень: Это приложения которые работают одинаково как офлайн так и онлайн. Примеры: MapQuest, Yahoo! Local, и Google Maps (если пользователи будут вносить больший вклад в развитие данных сервисов, то в скором будущем эти программы будут представителями второго уровня).
Такие программы как: электронная почта, клиенты обмена сообщениями, и телефоны не попадают под вышеприведенную иерархию.