Web 2.0 описывает изменения при использовании технологии World Wide Web (всемирной паутины) и веб дизайна которые направлены для активизации креативности, коммуникабельности, обеспечения обмена информацией, взаимодействия и функциональности сети.
Понятие Web 2.0 привело к разработке и развитию сообществ в интернете, к созданию социальных сетей, сайтов для размещения видео, wikis, блогов и возможности самостоятельно структурировать данные в сети. Это понятие впервые использовалось после первой конференции O'Reilly Media Web 2.0. Хотя термин предполагает новую «версию» World Wide Web (всемирной паутины), он не зовет ни к каким техническим изменениям, а скорее к изменениям в способах, которыми пользуются создатели интернет приложений и в конечном итогу применяют пользователи. Согласно Tim O'Reilly: «бизнес-революция в компьютерной индустрии, вызванная переходом на новую платформу и попытка понять правила которые предоставляет эта платформа для достижения успеха».
Изобретатель World Wide Web Тим Бернерс-Ли, сомневается можно ли применять определение web 2.0, т.к. многие из технологий web 2.0 существовали с самого начала образования сети.
O'Reilly классифицировал ресурсы, которые используют принципы web 2.0 и систематизировал их в систему:
Третий уровень – это наиболее ориентированные на web 2.0 сайты, порталы находятся в интернете, получая свое развитие от связей между людьми в сети, т.е. ресурсы развитием которых занимаются сами пользователями. Примеры, которые приводит O'Reilly: eBay, Craigslist, Wikipedia, del.icio.us, Skype, dodgeball и AdSense.
Второй уровень: Это приложения, которые могут работать офлайн, но при этом ряд значительных функций появляется, когда приложение появляется в сети. O'Reilly приводит как пример систему Flickr, в которой пользователи социальной сети самостоятельно добавляют фотографии, а в сети появляется возможность поиска по ключевым словам: тегам.
Первый уровень: Приложения работают офлайн, но используются в сети. O'Reilly в качестве примера приводит Writely (сейчас это Google Docs & Spreadsheets) и iTunes.
Нулевой уровень: Это программы которые работают абсолютно идентично как офлайн так и онлайн. Примеры: MapQuest, Yahoo! Local, и Google Maps (если пользователи будут вносить больший вклад в развитие данных сервисов, то в ближайшее время эти программы будут представителями второго уровня).
Такие приложения как: электронная почта, IM клиенты, и телефоны не классифицируются в данной системе.